Как это сделано, как это работает, как это устроено. Как это сделано, как это работает, как это устроено Л 410 увп е20 чертежи

Авиалайнер Let L-410 Turbolet появился на свет в конце 60-х годов благодаря чехословацким авиаинженерам из компании Let. Данный самолет должен был использоваться только компаниями местных авиалиний, главным заказчикам таких самолетов был СССР. Также Let L-410 Turbolet поставлялся в Болгарию, Бразилию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу.

Самолет стал использоваться в коммерческих целях только в 1973 году и приобрел несколько модификаций салона:

  1. L-410A – в данной модели присутствовал новый двигатель PT6A-27.
  2. L-410M – у этой модели был установлен более мощный двигатель М-610.
  3. L-410UVP – в данной модификации были удлинены крылья, фюзеляж и киль, производить из стали в 1979-89 году.
  4. L-410UVP-E – у данной модели были установлены пятилопастные винты, также было добавлено два топливных бака с объемом по 200 литров. Они были установлены на концах крыльев.

Если углубляться в историю, то дынный самолет был перестроен для военной авиации, он служил не только для транспортировки солдат, но и для специального назначения. Всего было выпущено порядком 1100 авиалайнеров различных комплектаций, больше всего самолетов было отправлено в Советский Союз, их насчитывают до 800 самолетов L-410. Серийное производство авиалайнера Let L-410 Turbolet было прекращено в 1991 году, несмотря на это было выпущено несколько лайнеров на заказ в двухтысячных годах.

Также благодаря своим формам самолет прозвали «Чебурашка» Из-за своих больших лопастей расположенных выше кабины, он был похож на всем известного героя советского мультфильма.

Характеристики Let L-410 Turbolet

Длина самолета составляла всего 14 метров, а размах крыльев достигал 20 метров. Он мог поднять в воздух до 6600 килограмм. Вес самого самолета составлял 4 150 килограмм. Максимальная дальность полета достигала 1540 километров, но при полной загруженности она значительна уменьшалась. В авиалайнере присутствует всего один эконом класс, в нем расположено 19 мест, ширина самого салона составляет 1,92 метра.

О самолете очень хорошо отзываются, процент положительных отзывов о данном летательном аппарате, составляет 85 процентов, и 15 процентов нейтральных отзывов, но не один из пассажиров не отзывается о нем отрицательно, что говорит о высоком качестве самолета и перелета в нем.

Салон самолета Let L-410 Turbolet

Места в данном самолете расположены по принципу 2+1, что автоматически делает одноместный ряд наиболее комфортным, чем другие, но двухместный ряд отлично подойдет для перелетов в компании или для тех людей, которые не могут находиться без общения на всем промежутке полета.

В авиалайнере находиться всего два члена экипажа, пилот и бортпроводница, из за малого количества пассажиров она успевает обратить внимание на всех своих пассажиров, не оставляя никого без внимания или без оказания какой либо услуги.

Из-за того, что крылья самолета расположены в верхней части борта, все пассажиры могут насладиться видами из иллюминаторов без каких либо трудностей, также им не будет загораживать вид из окна крыло самолета или другие его части.

Если посмотреть на схему самолета то сразу можно определить наиболее хорошие места, схема самолета будет представлены ниже. Вы сможете сами убедиться в этой. В самолете всего 6 рядов, но места под буквой «A» расположенные в правой части самолета имеют всего пять посадочных мест.

Не лучшие места

Ряд 1. Вроде бы его можно назвать лучшим рядом, но если рассмотреть данный ряд в деталях, то его нельзя назвать лучшим рядом. Во-первых, он расположен вблизи с техническим помещением, в нем может постоянно гореть свет, и оттуда могут доноситься различные, шумы во время готовки или во время использования другой техники. Также место B в данном ряду расположено рядом с перегородкой из-за чего нельзя будет спокойно вытянуть ноги и насладиться полетом.

Но у данного ряда также есть и плюсы, вы всегда будете получать еду первым, и благодаря этому у вас будет большой ассортимент в выборе. Также вы можете спокойно добраться до кухни, чтоб попросить что-то. И главный плюс первый рядов это то, что вам не придется постоянно сталкиваться с другими пассажирами, и вы сможете выбраться из салона самолета самым первым.

Ряд 6. У него всего два места, он расположен стены из-за чего возможно не получиться откинуть спинку кресла для того чтоб осуществить перелет в комфортном положении. Также вам придется наблюдать за постоянным хождением людей в туалет, возможно, что будет очередь, и кто-то из пассажиров может облокотиться на ваше место, что доставит определенный дискомфорт. Также из туалета могут доноситься неприятные звуки, но это еще не самое страшное, из уборной может пойти, неприятны запах с которым придется мириться на всем протяжении перелета.

Ряд 5. Главный недостатком данного ряда является то, что он находиться вблизи с уборной и на протяжении пути возле ваших мест будут скапливаться люди, ждущие свою очередь в туалет, также из туалета может пойти неприятный запах, который доставит множество неудобств во время полета.

Лучшие места L-410

К лучшим местам можно отнести ряды со второго по четвертый, на втором ряду присутствуют все привилегии первого ряда, но смет и шум из технического помещения не будет доставлять вам таких неудобств как первому ряду. Третий и четвертый ряд находятся посередине салона, технические помещения никак не смогут нарушить их гармонию во время полета. Так как туалет от них достаточно далеко и очередь до них просто не доходит, а тем более звуки и запахи из уборной. То же самое можно сказать и про кухню, смет и звуки до них также не достают, благодаря этому они могут спокойно насладиться полетов в авиалайнере Л-410.

Л-410 УВП-Е20 - универсальный двухмоторный самолет чешского производства для местных воздушных линий, вмещающий 19 пассажиров. Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП (около 600-700 метров), что, по сути, делает его воздушным судном в категории «офф-роуд». Первый полет Л-410 был совершен 16 апреля 1969 года. Основным заказчиком самолета являлся Советский Союз. Кроме этого, L-410 поставлялся также в Болгарию, Бразилию, Венгрию, ГДР, Ливию, Польшу. Несмотря на то что завод находится в Чехии, он считает себя частью российского авиапрома: основания к этому были заложены при его разработке и при долголетней истории эксплуатации. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатируется более 400 самолетов Л-410.



Производственная территория компании «Aircraft Industries» в г. Куновице, Чехия.
Завод «Aircraft Industries», более известный под брендом Let Kunovice, находится в 300 км от г. Праги. На заводе работает 920 человек.
Предприятие производит самолет по полному производственному циклу - есть собственные линии поверхностной обработки материалов, лакокрасочное производство, механический цех, сборочные цеха, конструкторское бюро и аэропорт.


Цех производства частей фюзеляжа Л-410. На предприятии происходит расширение и модернизация производства – светлозеленая оснастка предназначена для производства нового поколения самолета Л-410 NG (New Generation).
Производтсвенная мощность завода составляет 16-18 новых самолетов в год.
Около 80% самолетов поставляется в Россию. За последние четыре года в Россию поставлено 35 самолетов.


Производство деталей на фрезерном обрабатывающем центре с ЧПУ французской фирмы Creneau.


Зачистка деталей перед формовкой


Формовка детали на прессе


Пробивающий пресс


Конструкторская документация – чертеж интерцептора


Изготовление лонжерона крыла на 5-ти осевом фрезерном обрабатывающем центре с ЧПУ.
При производстве используется российский дюралюминий производства ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод». Общая доля комплектующих из России в самолете Л-410 составляет около 15% - это наследие того, что самолет разрабатывался по заказу СССР и при участии советских конструкторов.


Производство панели крыла


Сборка передней части крыла


Проверка качества клепки на крыле самолета


На один самолет Л-410 идет около 185 000 заклепок разных типов и размеров


Клепальные работы в средней части фюзеляжа


Монтаж напольных панелей


Производство задней части фюзеляжа


Производство детали воздухозаборника двигателя


Производство детали воздухозаборника для самолета СASA CN-235 в рамках производственной кооперации.
Также на заводе выполняется кооперация с фирмой Boeing для самолета Boeing 787.


Монтажный конвейер самолетов Л-410 УВП-Е20. Расположен в одном из самых новых зданий завода, изначально спроектированном для производства Л-610.
В одной половине здания находятся две линии производства новых самолетов Л-410, во второй половине – цех сервиса самолетов, приходящих из эксплуатации.


Одновременно в монтажном цехе находятся около 10 самолетов. В начало линии из цеха покраски приходят фюзеляж, крыло, концевые баки и хвостовое оперение.
В конце линии находятся самолеты, проходящие летные испытания и готовящиеся к отправке заказчикам.
За всю историю своего существования, заводом было произведено свыше 1150 самолетов семейства Л-410.
Более 850 из них было поставлено эксплуатантам в СССР.


Процесс отделки багажного отделения самолета в носовой части после завершения монтажа электрооборудования


Сборка двери аварийного выхода


Носовая часть самолета с заводским номером 2915. Видна антенна метеорадара.
Открыты дверцы носового багажного отделения.


Монтаж авионики в кабине пилотов. В составе авионики традиционно присутствуют приборы российских производителей


Монтаж электрооборудования в салоне самолета


Установка жгутов электропроводки


Монтаж электропроводов на крыле самолета в области гондолы двигателя


Пятилопостные воздушные винты AV-725 (фирма Avia Propeller) вместе с двигателем GE H80-200 составляют новую силовую установку самолета L-410 UVP-E20. Она устанавливается с января 2013 года на все новые самолеты и сертифицирована EASA и российским АР МАК.
Молодежь на производстве не редкость, в том числе и благодаря наличию собственного профессионального технического училища не территории завода.
Средний возраст работников предприятия - 44 года.


Работы на двигателе GE H-80, проводящиеся представителем компании GE Aviation Czech, г.Прага (бывший завод Walter).


Этап финального монтажа занимает около 5 месяцев – это самая дорогостоящая часть производства, так в ее рамках на самолет устанавливаются моторы, шасси и вся авионика, где каждый отдельный агрегат может стоить 100-250 тыс. Евро.
Общая длительность цикла производства самолета от производства первых составных частей фюзеляжа до окончания летных испытаний занимает чуть менее года.


Кокпит самолета Л-410 УВП-Е20.
Самолет полностью оснащен для полетов по приборам, имеет усовершенствованную систему предупреждения опасного сближения с землей EGPWS и TCAS II. Л 410 спроектирован в метрической системе (а не в дюймах), что является исключением в западной авиации.


Данный тип самолета используется уже многие годы как выпускной для обучения пилотов в Сасовском летном училище гражданской авиации (Рязанская обл.).


Предполетная подготовка. Станислав Скленарж - главный летчик-испытатель завода.


Под крылом самолета вид на р. Мораву и г. Угерский Острог


Самолет Л-410 УВП-Е20 для Французской Гвианы.
Самолеты для экзотических стран часто имеют яркую запоминающуюся раскраску.


Уход с виражем
Практический потолок - 8000 метров


Заход на влетно-посадочную полосу.
Самолет Л-410 может приземляться как на полосу с твердым покрытием, так и на траву, грунт и снег. УВП в названии самолета означает русскую аббревиатуру «Укороченные Взлет и Посадка», что также напоминает о русских корнях возникновения самолета.


Замок Новый Светлов (1480), г. Бойковице.


Средневековый готический замок Бухлов (XIII век) находится в 10 км от г. Куновице.
Замок Бухлов является одним из самых красивых замков в Южной Моравии – юго-восточного региона Чехии.


Велеградский монастырь (XIII в) – один из основных паломнических храмов в Чешской Республике.
В 863 – 866 гг. в г. Велеграде жили и проповедовали христианские святые Кирилл и Мефодий.


Прототип самолета Л-610М в г. Старое Место, установленный для обозрения при въезде в город.

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

Цельнометаллический высокоплан Л 410, выпускаемый серийно, оснащен двумя турбовинтовыми двигателями GE H80-200 и предназначен для перевозки 19 пассажиров, груза или для специфических целей. Самолеты семейства Л 410 эксплуатируются в более чем 50 странах на пяти континентах, причем большая часть была поставлена в Россию, также в Африку, Юго-Восточную Азию, Южную Америку и Европу. До сегодняшнего дня выпущено более 1 300 самолетов. В настоящее время производится модель Л 410 UVP E20, которая является наиболее продвинутой версией предыдущей серии самолетов Л 410, известна своими выдающимися свойствами и имеет ряд преимуществ:

  • Минимальные расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание в своей категории
  • Непревзойденная выносливость и проверенная надежность в экстремальных условиях
  • Надежность эксплуатации на коротких грунтовых взлетно-посадочных полосах (STOL) и в экстремальных погодных условиях
  • Уникальные тяговые качества двигателя при высоких температурах и низком давлении
  • Универсальность и комфорт для пассажиров
  • Вариабельность оборудования с установкой специальных опций
  • Превосходные параметры безопасности
  • Большое багажное отделение
  • Имеет самую просторную кабину для пассажиров в своей категории


Основные характеристики самолета после ремоторизации двигателя на GE H80-200:

  • Увеличение дальности полета на 1 520 км (820 NM)
  • Увеличение мощности при эксплуатации в экстремальных условиях и высокогорных районах, максимальная мощность сохранится до 36°C
  • Снижение расхода топлива
  • Уменьшение взлетной дистанции на 503 м
  • Увеличение продолжительности полета до 5,1 ч.

Самолеты Л 410 выпускаются более 40 лет, и их безопасность действительно превосходна. Владельцы и перевозчики из различных регионов Европы, Азии, Африки и Америки в наших самолетах ценят отличные тяговые качества двигателя при высоких температурах и низком давлении воздуха, а также исключительные способности короткого взлета и посадки (STOL).

Особенно ценится их массивная и прочная конструкция и способность эксплуатироваться в экстремальных климатических условиях в диапазоне температур от -50°C до +50°C. Прочный фюзеляж самолета и уникальный дизайн предоставляют широкие возможности для его эксплуататции как в раскаленном зное пустынь Африки и Латинской Америки, так и в самых холодных областях мира.

Самолеты Л 410 чувствуют себя как дома как при эксплуатации в пустыне Сахара, так и в сибирской тундре. Самолеты уже доказали надежность в эксплуатации в исключительно широком диапазоне климатических условий, от пыльных и сухих африканских саванн до дождевых девственных лесов Латинской Америки, а также при взлете с высоты «на уровне моря» или в жарких высокогорных областях. Самолеты уже успешно эксплуатируются во многих странах и регионах всего мира.

Со своим уникальным шасси самолет может эксплуатироваться где угодно, причем ему нужно всего лишь несколько метров полосы с минимальной прочностью 6 кг/см2 (85 фунт/дюйм2), т.е. он может совершать посадку и взлет также с пропитанных влагой коротких травянистых взлетно-посадочных полос.

Самолет Л 410 UVP-E20 сертифицирован на основании FAR 23 (Поправка 41) в своей категории и получил типовые свидетельства в Чешской Республике, Дании, Германии, Швеции, Индонезии, на Филиппинах, в Австралии, Аргентине, Бразилии, России, Кубе и Чили. После учреждения Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) самолет получил полное типовое свидетельство EASA а также FAA (Федеральное управление гражданской авиации США). Самолет был также разрешен к эксплуатации во многих других стран, таких как Алжир, Южно-Африканская Республика, Кения, Танзания, Уганда, Тунис, Колумбия, Венесуэла, Южная Корея, Индия и т.д.

Самолет L 420, представляющий собой FAA сертифицированный вариант модели Л 410 UVP-E20, сертифицирован на основе директив FAR 23 (Поправка 41) и получил типовые свидетельства в Чешской Республике, США, Австралии и Индонезии, а также полное типовое свидетельство EASA.

В целях обеспечения исключительной безопасности полетов и максимального удовлетворения требований заказчиков компания «LET» всегда обращала особое внимание на постоянное развитие, качество продукции и на послепродажную поддержку продукции.

Все настоящие потребители удовлетворены исключительной надежностью, с которой самолет может быть подготовлен к отправке, потрясающим комфортом для пассажиров и эффективностью затрат, а также способностью завода-производителя обеспечить и своевременно предоставить полную сервисную поддержку.

Самолеты Л 410 используются компаниями, эксплуатирующими авиалинии и авиатакси, а также множеством правительственных агентств во всем мире.

Широкий овальный фюзеляж с салоном объемом 17.9 м3 (632 куб. футов) предоставляет наивысший уровень комфорта для пассажиров в стандартном варианте малого пассажирского самолета, а также обеспечивает максимальную универсальность и применение самолета для множества иных целей и специальных миссий. Самолёт может выпускаться в таких версиях как представительская, грузовая, скорой медицинской помощи, амбулатория, десантная, фотограмметрическая, морской патруль и наблюдение и пр.

Самолет Л 410 - это идеальное техническое и наилучшее экономическое решение для авиаперевозок пассажиров и грузов на короткие расстояния, а также идеальная авиабаза для множества иных специальных миссий, таких как VIP версия, авиаамбулатория, патрулирование и наблюдение, фотограмметрия, десантирование и т.п.




Самолета Л 410 представляют идеальное соединение первоклассных технических параметров и экономическую эксплуатацию для перевозки пассажиров и товаров на короткие и средне-длинные расстояния.

Let L 410 «Turbolet» - универсальный девятнадцатиместный двухмоторный самолет для региональных воздушных линий. Самолет с сокращенными взлетно-посадочными свойствами (УВП в названии L410 UVPE20 означает русскую аббревиатуру "Укороченный взлет и посадка") разработан конструкторским бюро Let завода. Предназначался для эксплуатации на травяных, грунтовых, снежных неподготовленных площадках, а также в аэропортах с короткими полосами. Производится до настоящего времени на чешском заводе Let. Другие наименования: Турболет, Лет, Л410, Лет Л410, разговорные - Элка, Чебурашка.

История производства и создания

Проектирование самолёта началось в 1966 году. Впервые опытный самолёт, снабженный ТВД Pratt&Whitney РТ6А27 (2х715л.с.), прошел лётные испытания 16.04.1969. Регулярное использование самолётов Л410А открыла первой в конце 1971 года чехословацкая авиационная компания «Слов Эйр» (Братислава), котоаря обслуживала местные авиационыне линии - к началу 1974 года она приобрела двенадцать самолётов. Всего построили 31 самолёт. 5 самолётов (номер 72010306 и номер 720201) Л410А с моторами РТ6А27, построенных под названием Л410АС к 1972 году, были в 1973 году переданы в Советский Союз. Самолёты получили регистрационные советские номера СССР67251 - СССР67255. Первый из них на аэродром привёл Франтишек Свинка, чешский летчик-испытатель. Аэродромный люд сразу же назвал симпатичный самолет «Чебурашкой».

В 1973 году стартовали лётные проверки самолёта L410M, снабженного чешскими ТВД Вальтер М601А. L410M стал второй серийной вариацией «Турболета». Всего до конца 1978 для Министерства гражданской авиации Советского Союза поступило сто самолётов Л410М/МУ.

В 1979 году стартовало производство улучшенной модификации Л410УВП, которая стала главной серийной моделью. Этот самолёт от предшествующих вариантов отличался более длинным фюзеляжем, большими размерами вертикального оперения и крыла, использованием интерцепторов и ТВД Вальтер М601В (2х730л.с.). Данный самолёт прошёл в СССР программу сертификации и был взят в использование «Аэрофлотом». Дальнейшим развитием был вариант L410UVPE с более мощными ТВДМ601Е. Первый полёт такого самолёта состоялся 30.12.1984. Он имеет улучшенные взлётно-посадочные характеристики и уменьшенный уровень шума в кабине. В 1986 сертифицирован в Советском Союзе. Разработана модификация Л420 с мощными ТВДМ601 °F (2х778л.с.), большей взлетной массой (6,8т) и улучшенными лётными свойствами (лётные испытания самолёта стартовали в 1993 году).

К началу 1992 года в Советском Союзе оставалось 750 самолётов Л410.

Используется в военных и гражданских летных училищах для предварительного обучения будущих пилотов военно-транспортной и дальней авиации.

После развала Советского Союза и СЭВ в 1990-х годах, упал спрос на самолёты Л410, и темпы их производства снизились более чем в десять раз (с 50 самолетов в год до двух-пяти). Ситуация улучшилась значительно с 2008 года, когда 51 процент акций Let Kunovice (Aircraft Industries) выкупило российское общество «Уральская горно-металлургическая компания». Темп выпуска в 2010-2012 годах составил восемь-десять самолетов в год. Планируют довести ежегодный темп выпуска до 16-18 самолетов.

В 2013 году производилась модификация L410 UVPE20, оборудованная аналоговой или цифровой авионикой (на выбор), системой TCAS, автопилотом. L410 UVPE20 имеет сертификат типа АРМАК.

ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» в сентябре 2013 года приобрело 49 процентов акций компании LetKunovice (Aircraft Industries). УГМК таким образом стала единственным собственником Aircraft Indistries, доведя пакет акций до 100 процентов.

Аэродинамическая схема являет собой турбовинтовой двухмоторный высокоплан с хвостовым однокилевым оперением.

Технические характеристики L410 UVP-E20:

Длина: 14,487м.

Высота: 5,83м.

Размах крыльев: 19,478м.

Площадь крыла: 34,86кв.м.

Дальность полета: 1500км.

Максимальная скорость: 395км/ч.

Потолок: 8000м.

Число пассажирских мест: 19мест.

Экипаж: 2человека.

Тип мотора: 2×ТВД GEH80200

Взлетная мощность: 2×800л.с

Тип воздушного винта: 2×AVIA AV725.

Количество лопастей на винте: 5.

Диаметр воздушных винтов: 2,3м.

Масса пустого самолёта: 4050кг.

Масса взлетная максимальная: 6600кг.

Масса топлива в основных баках: 1000кг.

Масса топлива в концевых баках: 300кг.

Российская Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) решила стать единственным собственником производства небольшого самолета местных воздушных линий (МВЛ) Let L-410, известного также как «Турболет». Для этого УГМК собирается довести собственную долю в пакете акций чешского предприятия Aircraft Industries с 51% до 100%, сообщает агентство ИТАР-ТАСС. Самолет L-410 рассматривается российской стороной в роли основной модели для проведения модернизации региональных авиационных парков и восстановления сети местных авиалиний. Ожидается, что лизинг новых самолетов будет производиться при поддержке бюджета. Конкретные механизмы данной поддержки главы российских регионов собираются определить на встрече в сентябре 2013 года.

В настоящее время основным продуктом чешского авиапредприятия является самолет L-410УВП. Данная модель представляет собой ближнемагистральный самолет с укороченной взлетно-посадочной дистанцией на 19 пассажиров. Первая модификация самолета Let L-410 поднялась в небо еще в 1969 году. В послевоенные годы чешский «Турболет» стал первым иностранным самолетом, который вышел на советские авиалинии. На базе данной машины было создано большое количество различных модификаций транспортного, военного и специального назначения. В частности, данный самолет находит широкое применение в российских военных и гражданских летных училищах, где он служит для подготовки будущих пилотов военно-транспортной и дальней авиации.


После перехода 51% акций чешского предприятия в руки УГМК чешский авиапроизводитель получил дополнительные заказы на свою основную продукцию – L-410 UVP-E20. В 2009 году после достаточно длительного перерыва поставки самолетов российским заказчикам возобновились – сначала гражданским компаниям, а позднее – и Минобороны РФ. По состоянию на 2012 год на вооружении ВВС России находилось 7 самолетов L-410 UVP-E20, при этом заключенные контракты и опцион предполагают доведение парка данных самолетов до 15 машин.

В наши дни в регионы России Aircraft Industries поставляет модернизированную версию самолета, которая оснащается турбовинтовыми двигателями H-80, производством которых занимается подразделение General Electric в Чехии. По информации УГМК, установка данных двигателей значительно улучшила эксплуатационные характеристики самолета, увеличив, в частности, дальность полета с 1420 до 1520 километров. В настоящее время самолет L-410 значится в парках российских компаний «КрасАэро» и «Оренбуржье». Приобрести несколько самолетов готовы бурятская авиакомпания ПАНХ и правительство Хабаровского края. Раннее Минтранс и Минпромторг России заявляли о том, что для развития рынка внутренних авиаперевозок необходимы 9- и 19-местные самолеты, однако подобные модификации в России не производятся.

Let L-410 «Turbolet» – чехословацкий, впоследствии чешский двухмоторный универсальный самолет, предназначенный для эксплуатации на местных воздушных линиях (МВЛ). Представляет собой двухмоторный турбовинтовой высокоплан, имеющий однокилевое хвостовое оперение. Известен также под названиями: Лет, Лет Л-410, Л-410, Турболет, Элка, Чебурашка. По данным на 2012 год в мире эксплуатировалось более 400 самолетов данного типа.

Наиболее распространенной версией самолета стала модификация Л-410УВП, в этой версии у самолета была сокращена дистанция взлета и посадки. Сокращение УВП и означает ««укороченная взлет-посадка». Самолет данной модификации впервые поднялся в небо еще в 1976 году. Первоначально машина оснащалась обычным комплексом авиационного оборудования советско-чехословацкого производства. От своих предшественников модель отличалась увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, удлиненным фюзеляжем, использованием интерцепторов и более производительными двигателями.


Стоит отметить, что проектирование и выпуск небольших самолетов и аэротакси в странах блока Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было прерогативой авиационной промышленности Чехословакии. Самолеты чешского производства летали не только в странах соцлагеря, но и в Швейцарии, Италии, Великобритании, США, Австралии и других странах мира. Особым спросом пользовались четырехместные аэротакси Aero-45, Super Aero-45S и Aero-145, а также L-200 Morava. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда встал вопрос выборе небольшого ближнемагистрального самолета для серийного производства, выбор пал на чешский L-410, который наиболее полным образом соответствовал большинству объявленных в техзадании ГосНИИ ГА параметров.

Малый пассажирский самолет L-410 «Turbolet» был спроектирован конструкторами компании «Лет» в 1966-1967 годах, работы по проекту возглавлял Ладислав Смрчек. Предполагалось, что данный самолет можно будет использовать в достаточно широком диапазоне температур от +50 до -40 градусов по Цельсию. Чешские специалисты руководствовались советским техзаданием и заранее принимали во внимание трудности климатических условий эксплуатации самолета в СССР, который должен был стать основным заказчиком самолета.

Всего до конца 1978 года в СССР для Министерства гражданской авиации было приобретено 100 самолетов Л-410М/МУ. В Советском Союзе «Турболеты» приходили на смену знаменитым «кукурузникам» Антонова, которые перевозили неприхотливых советских пассажиров на воздушных ямах местных воздушных линий. При этом стоит отметить, что летчики, которых «пересаживали» с Ан-2 на Л-410, воспринимали новичка двояко. С одной стороны, чешский самолет обладал массой преимуществ. Во-первых, он имел 2 двигателя, он в 2 раза выигрывал в безопасности. На самолете имелся комплект современного навигационного и радиотехнического оборудования, для пассажиров был обеспечен высокий уровень комфорта... Но, с другой стороны, для пилотов гражданского воздушного флота Ан-2 всегда оставался бесплатным «бензиновым кормильцем» их личных «Жигулей» и «Волг», в то время как чешский самолет летал на керосине. Да и в эксплуатации Ан-2 был более неприхотливой машиной. Точнее сказать, летно-технический персонал относился к вопросам эксплуатации советского Ан-2 значительно проще. В целом же, считалось очень престижным пересесть с Ан-2 на чешский Л-410.


Всего, начиная с 1969 года, в Чехословакии и Чехии было произведено 1104 L-410 различных моделей, из них 862 самолета попали в СССР. Интересно, что 1000-й «Турболет» был выпущен еще в 1990 году и передан «Аэрофлоту», после чего объемы их производства существенно сократились. С развалом СЭВ, а в последствие и Советского Союза, спрос на данные самолеты резко сократился. Несмотря на это, «Турболсты» и сейчас эксплуатируются в более чем 45 государствах по всему миру.

В настоящее время в Чехии производится версия самолета L-410 UVP-E20, которая может оснащаться аналоговой или цифровой авионикой (на выбор заказчика), системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе TCAS и автопилотом. Самолет L-410 UVP-E20 получил сертификат АР МАК.

Летно-технические характеристики L-410 UPV-E20:

Размеры: размах крыла – 19,48 м., длина – 14,49 м., высота – 5,83 м.
Площадь крыла – 34,86 кв. м.
Масса самолета максимальная взлетная – 6 600 кг., масса пустого – 4 050 кг.
Тип двигателя – 2 ТВД GE H80-200, мощность – 2х800 л.с.

Максимальная скорость – 395 км/ч.
Практическая дальность полета – 1500 км.
Практический потолок – 8 000 м.
Экипаж – 2 человека.
Коммерческая нагрузка – 19 пассажиров или 1800 кг. груза.

Источники информации:
-http://www.newsru.com/finance/25jul2013/rul410plane.html
-http://www.airwar.ru/enc/craft/l410.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki/Let_L-410_Turbolet