Как на самом деле выглядит «перехват» самолёта в воздухе? Перехватить шпиона. Почему от российских границ так часто прогоняют чужие самолеты — Что происходит, если нарушитель не реагирует

Повторяемые на все лады домыслы о «советской угрозе» необходимы милитаристским кругам западных стран для подкрепления и прикрытия своих планов гонки вооружений и материальной подготовки к войне. Одним из мероприятий Пентагона и его партнеров по в этом направлении явилось создание широко разветвлённой , в состав которой в качестве активных средств входят боевые самолёты.

Задачи, возлагаемые на авиацию ПВО, в иностранной военной печати формулируются следующим образом:

  • уничтожение одиночных или групп самолётов противника, вторгшихся в воздушное пространство стран НАТО;
  • прикрытие с воздуха «мёртвых» зон, которые не защищены зенитными средствами или образовались в результате уничтожения противником некоторых позиций ЗУР;
  • защита с воздуха отдельных направлений или районов своей территории.
Свои задачи экипажи боевых самолётов ПВО решают путём перехвата воздушных целей, под которым иностранные военные специалисты понимают выход самолёта на заданную или обнаруженную экипажем цель для её опознавания и уничтожения (в случае необходимости).

Боевые самолёты ПВО

Боевые самолёты ПВО в иностранной печати, как правило, называют истребителями-перехватчиками или просто перехватчиками. В ряде ВВС европейских стран НАТО для выполнения задач ПВО привлекаются обычные истребители, оснащённые соответствующим оружием, или некоторые модернизированные многоцелевые тактические истребители. Их иногда именуют истребителями ПВО. Они действуют, как правило, в простых метеорологических условиях.

Истребителями-перехватчиками за рубежом считаются самолёты F-106 «Дельта Дарт» (рис. 1), F-101 «Вуду», F-102 «Дельта Даггер» (), F.3 и F.6 (). К истребителям, которые привлекаются для перехвата воздушных целей и для этого вооружаются соответствующим оружием, относятся: F-5A ( , ), F-101G ( , ). Примерами многолецевых тактических истребителей, которые были модернизированы для целей ПВО, являются самолёты -С (), F-4E 2 (США). На них устанавливаются или двигатели большей мощности, или стартовые ускорители, или специальные системы, позволяющие автоматически выходить на цель и вести стрельбу из оружия.

Рис. 1. Звено истребителей-перехватчиков F-106 в полёте

Отличие истребителя-перехватчика от истребителя, как считали раньше зарубежные военные специалисты, состояло в следующем. Первый не обязательно должен был обладать высокими манёвренными характеристиками. В основном ему отводилась роль носителя ракет класса «воздух-воздух». От него требовалось действовать в любых метеорологических условиях, днём и ночью, выходить на цель без сложных манёвров и поражать её главные образом на догоне на возможно больших дальностях от прикрываемого объекта или территории.

Истребитель же обычно уничтожает цель в ближнем воздушном бою на сравнительно небольшом расстоянии от прикрываемого объекта или группы самолётов.

Однако опыт войн во Вьетнаме, а также на показал, что воздушные бои, начинавшиеся с пусков ракет с дальних дистанций, нередко перерастали в ближние манёвренные. Многие управляемые ракеты не достигали цели из-за ограничений по перегрузке и широкого применения всевозможных средств РПД. Поэтому в дальнейшем у самолётов, используемых в качестве истребителей-перехватчиков, улучшались манёвренные характеристики, бортовая аппаратура и оружие.

В объединённой системе ПВО НАТО в Европе руководством наведения самолётов на цели занимаются центры управления и оповещения.

По сообщениям иностранной печати, для расширения возможностей управления авиацией, в том числе и наведения, в США разрабатывается . Самолёты, оборудованные этой системой, способны обнаруживать воздушные цели задолго до момента регистрации их . Экипаж самолёта, опознав цель, может вызвать истребители-перехватчики и навести их на неё.

Выполнение перехвата

Вылет на перехват осуществляется из положения «дежурство на аэродроме (авианосце)» или «дежурство в воздухе». Может также применяться самостоятельный поиск противника в воздухе.

Перехват из положения «дежурство на аэродроме» считается наиболее оптимальным в расходовании сил и средств. Его рекомендуется применять тогда, когда истребители успевают взлететь, сблизиться с целью и уничтожить её на подступах к прикрываемым войскам или объектам (на заданных рубежах перехвата) ещё до применения воздушным противником средств поражения.

В зарубежной печати сообщалось, что часть экипажей истребителей-передатчиков стран НАТО несет круглосуточное дежурство на аэродромах. Они могут находиться в 5- или 15 минутной готовности к вылету (для дежурных экипажей истребителей-перехватчиков Великобритании установлена 5- и 10-минутная готовность).

Перехват из положения «дежурство в воздухе» заключается в том, что при появлении воздушного противника истребители из зон дежурства направляются ему навстречу и атакуют его.

Дежурство в воздухе организуется в случае, если истребители не успевают перехватить противника на заданном рубеже из положения «дежурство на аэродроме» или по каким-либо причинам невозможно получить своевременную информацию о нем.

Самостоятельный поиск противника экипажи ведут с помощью бортовых радиолокационных средств и визуально. Поиск обычно организуется в тех районах и на тех высотах воздушного пространства, которые не просматриваются наземными РЛС. Для ориентировки экипажам может даваться по радио общая информация о воздушной обстановке: вероятное местонахождение противника, характер его действий, количество целей и т. п.

Во время перехвата центры управления наводят истребитель на цель до момента обнаружения или захвата её бортовой РЛС. После этого экипаж истребителя атакует цель самостоятельно, занимая соответствующую позицию и соблюдая дальность пуска УР или ведения огня из пушек.

Начало атаки зависит от дальности обнаружения и захвата цели бортовой РЛС (в настоящее время она колеблется в пределах 40 - 90 км), а рубеж пуска ракет выбирается исходя из их дальностей стрельбы (для УР максимальная дальность равна 15 км, а для - 25 км).

По мнению иностранных специалистов, самолёт противника может быть атакован: с хвоста, спереди, с траверса или на встречно-пересекающихся курсах. Выбор направления атаки зависит от многих факторов, и прежде всего от положения цели относительно перехватчика в момент встречи, а также от оружия, установленного на нём.

В зарубежной печати приводился следующий пример выполнения тренировочного задания экипажем самолёта F-106 по перехвату воздушной цели, летящей на большой высоте на дозвуковой скорости (рис. 2)


Рис. 2. Схема перехвата (на встречном курсе) воздушной цели, летящей на большой высоте (1 и 2 - лучи бортовой РЛС при обзоре и захвате цели, пояснение других обозначений дается в тексте)

Обнаружив и опознав воздушного «противника» (рис. 2, а), центр управления передал команды на взлёт истребителей (рис. 2, б). Взлёт самолёта, вооруженного двумя УР «Фалкон» AIM-4F, проходил на форсажном режиме. На скорости 350 км/ч перехватчик оторвался от ВПП. Форсаж был выключен при скорости 460 км/ч. Затем, достигнув скорости 750 км/ч, самолёт начал быстро набирать высоту (рис. 2, в), увеличивая скорость до 950 км/ч. После этого он перешел в горизонтальный полёт. Летчик установил радиосвязь с центром управления (рис. 2, г). Далее команды на самолёт поступали по телеметрической линии. На бортовом индикаторе все время высвечивались данные (курс, воздушная скорость, высота), которыми летчик руководствовался для вывода самолёта на «противника» (цель). Одновременно с этим летчик получал информацию о нём (курс, скорость, высоту, а также дальность до него и азимут).

На картографическом индикаторе пилот видел положение своего самолёта относительно цели и определял метод перехвата. Когда отметка цели находилась на соответствующей высоте и дальности, летчик снял предохранитель системы управления оружием, выбрал соответствующий сектор обзора РЛС и направил антенну на воздушного «противника» (рис. 2.д), который летел на встречном курсе на высоте 12000 м (расстояние до него было 50 км). Атака велась методом «Снэп-ап», предусматривающим быстрое сближение с «противником» с последующей атакой его снизу на встречном курсе. Для этого летчик включил форсаж, и самолёт быстро перешел на сверхзвуковую скорость. Когда цель находилась в 5° левее осевой линии самолёта, бортовая РЛС захватила её (рис. 2, е). После этого пилот связался с центром управления и начал самостоятельно выполнять заключительную стадию атаки (управление самолётом может осуществляться автоматически или вручную). Выбрав на экране индикатора РЛС масштаб дальности «26 км», летчик наблюдал за отметкой цели.

На расстоянии от «противника» примерно 22 км (его превышение над атакующим самолётом в иностранной печати не сообщалось) начался выход перехватчика на рубеж пуска ракет. Направление на цель выдерживалось совмещением командного индекса с центральной маркой индикатора. Самолёт был переведён в резкий набор высоты. Внешнее кольцо дальности на экране индикатора начало сужаться, и, когда оно достигло размеров кольца дальности пуска, ракета автоматически сошла с направляющих (рис. 2, ж). На индикаторе появился сигнал, извещающий, что ракета стартовала. Затем самолёт выполнил маневр для выхода из атаки (рис. 2, з). Возвращение истребителя-перехватчика на авиабазу происходило также по командам с центра управления.

Если воздушный «противник» во время атаки ставил помехи, то летчик включал бортовую РЛС в режиме сопровождения по помехе и станция повторно захватывала цель. В этом случае автоматически производился пуск другой ракеты.

Примерно такая же схема перехвата высотных целей, как отмечается в иностранной печати, присуща и для других типов истребителей-перехватчиков. Характерным для них является взлет на форсажном режиме, стремительное сближение с целью и быстрая атака.

По признанию американских летчиков, атака воздушных целей методом «Снэп-ап» является наиболее сложной и её отработке уделяется большое внимание.

Для отражения массированного налёта противника, как сообщалось в иностранной печати, истребители ПВО предполагается вводить в бой тремя эшелонами: первый - из зон дежурства в воздухе (за тыловой границей зон поражения огнем ЗУР первой полосы); второй - с аэродромов из пятиминутной готовности (в 100-120 км от линии фронта); третий - из 15 минутной готовности. При этом наведение группы на воздушную цель будет осуществляться по ведущему.

Боевая подготовка

Командование НАТО уделяет большое внимание повышению боеготовности экипажей истребителей-перехватчиков. С этой целью проводятся регулярные проверки авиационных частей и подразделений ПВО, организуются соревнования и учения.

Для повседневной тренировки истребители-перехватчики F-106, например, используют полигон на авиабазе Тиндалл (штат Флорида). Каждая эскадрилья этих самолётов ежегодно в течение недели ведет там воздушные стрельбы. Кроме того, ежедневно экипажи самолётов проводят учебно-тренировочные перехваты целей, летящих на больших и малых высотах с применением средств РПД.

Командование НАТО, помимо индивидуальных тренировок летчиков, организует ежегодные учения, во время которых решаются задачи противовоздушной обороны войск и объектов силами истребительной авиации. Например, в 1974 году такими учениями были «Крэк форс» и .

Ту-95 это не просто самолёт, это визитная карточка нашей дальней стратегической авиации. Наверно это единственный в России самолёт, который преодолел полувековой рубеж и до сих пор остается в строю. На написание этого поста меня подтолкнул мой ночной сон:), в котором был Ту-95. После того как проснулся сразу же зашёл в интернет, искать фотографии этого самолёта. Которые я и скидываю ниже, это не просто фото самолёта, а фотографии Ту-95 с сопровождением, не с простым, а с иностранным:).


Ту-95 — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны.

2. Возможно Фареро-Исландский рубеж, примерно 1960-1970 года. Разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ 392-го ОДРАП авиации Краснознаменного Северного флота, А/Б Кипелово, Вологда и Lightning F.6 XP 753 Британских Королевских ВВС, 23 эскадрилья, авиабаза Лейчерс, Шотландия. Этот самолёт состоял на вооружении с 1965, по 1988 год. Кстати, 392-й полк, в частности, известен первым вскрытием CVN 70 "Карл Винсон" . За информацию и поправки к этому посту большое спасибо ilya_kramnik

Единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.

3. Палубный истребитель Vought F-8 Crusader и герой поста Ту-95.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов такого класса — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе

4.Год не нашёл. Ту-95 и Grumman A-6 Intruder, помогаем с годом!

Существует множество модификаций этого самолёта, из них выделю только одну - Ту-142 - противолодочный самолёт.

5. 1980 год. F-4E и Ту-95

Освоение и эксплуатация самолёта сопровождалась значительными трудностями. Кабина была плохо приспособлена к длительным полётам. Неудобные сидения и туалет — переносной бачок со стульчаком, сухость и загрязнённость воздуха масляной пылью — все это приводило к преждевременной усталости экипажей. В модификации Ту-95МС часть недостатков была исправлена.

5. 1982 год. Кстати, на фото не Ту-95, а Ту-16 в сопровождении с палубным штурмовиком Grumman A-6 Intruder.

Особенные проблемы возникали при эксплуатация самолета в зимнее время. В маслосистему двигателей НК-12 заливается смесь из минеральных масел (МС-20 и МК-8), которая при температуре ниже 0 градусов загустевает так, что винты невозможно провернуть. Поэтому перед каждым вылетом все двигатели прогревались наземными моторными подогревателями (тепловыми пушками). При их отсутствии (например, на оперативном аэродроме) моторы укрывались теплоизолирующими чехлами и запускались каждые несколько часов — для прогрева. Значительная часть авиатоплива, таким образом, тратилась «впустую». В конце 1980-х годов промышленность стала выпускать специальное моторное масло — МН-7,5У, допускающее запуск двигателей НК-12 при морозах до −25 градусов. Сегодня производство этого масла практически свёрнуто. На части доработанных Ту-95МС в форкиле установлена вспомогательная силовая установка, позволяющая отбирать воздух на предполётный обогрев двигателей.

6. 1982 год. F-4S и Ту-142

Замена двигателя НК-12 чрезвычайно трудоёмка по сравнению с другими типами авиационной техники, имеет массу особенностей, требует определённой квалификации персонала и специальных навыков.

На самолёте до сих пор отсутствует система катапультирования экипажа, что серьёзно затрудняет покидание падающего самолёта в случае аварии.

7. Ту-95РЦ и F-106

После распада СССР полки из Казахстана удалось перегнать в Россию. В 1998 году Украина приступила к уничтожению доставшихся ей в наследство стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства, но после переговоров Украина передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 (и партию крылатых ракет) взамен на списание части долга по закупкам газа. Три самолёта Ту-95МС, один из которых сейчас исполняет роль музейного экспоната, оставлены на Украине, все остальные — утилизированы.

8.F/A-18 ВМС Канады и Ту-95.

На 2011 год боеспособно только 32 Ту-95МС. Несколько десятков пройдут модернизацию до версии Ту95МСМ с 2013 года, они будут способны нести ракеты Х-101, и прослужат до 2020—2025 года.

9. Ту-95РЦ и F-14

В период с 22 апреля по 3 мая 2007 года два российских самолёта Ту-95МС стали участниками инцидента, произошедшего в ходе учений британской армии «Воин Нептуна», проводившихся в заливе Клайд Северного моря близ Гебридских островов. Российские самолёты появились в районе учений (проводившихся в нейтральных водах), после чего с авиабазы Люашар в шотландском районе Файф были подняты два британских истребителя. Истребители сопровождали российские самолёты, пока те не покинули район учений. По словам представителя британских ВВС, это был первый такой случай со времён завершения холодной войны.

10. 06.03.1986. Ту-142М сопровождает патрульный самолёт ВМС США P-3C.

В августе 2007 года Ту-95МС в рамках учений пролетали вблизи базы ВМС США на острове Гуам в Тихом океане, в июле — в непосредственной близости от воздушной границы Великобритании над Северным морем, а 6 сентября британским истребителям пришлось встречать сразу восемь российских бомбардировщиков

11. F-14A или F-14D стратегический бомбардировщик Ту-95.

В ночь с 9 на 10 февраля 2008 четыре Ту-95 взлетели с авиабазы «Украинка». Два из них подлетели вплотную к воздушной границе Японии и один из них, по заявлениям японской стороны, выдвинувшей позднее ноту протеста, на три минуты нарушил границу. Вторая пара самолётов направилась в сторону авианосца «Нимиц». Когда российским самолётам до корабля оставалось около 800 км на перехват были подняты четыре F/A-18. На расстоянии 80 км от авианесущей группы американские самолёты перехватили Ту-95, но несмотря на это, один из «медведей» дважды прошёл над «Нимицем» на высоте примерно 600 метров.

12. F-14 Tomcat и Ту-142.

Подобные случаи в международных водах стали довольно часто происходить после возобновления в августе 2007 регулярных вылетов стратегической авиации на воздушное патрулирование. В прессе обычно освещается каждый такой случай, а в странах НАТО подобные инциденты считают «провокациями в духе холодной войны».

13.

Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил, что если Ту-95 всё ещё летают, то они «находятся в хорошем рабочем состоянии», сказав, что «Я не думаю, что мы считаем это особенной угрозой, но мы за этим следим, внимательно наблюдаем и я уверен, что в Пентагоне за этим тоже следят.».

14.

В 2013 году начнется модернизация Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. Замене подвергнется радиоэлектронное оборудование, в то время как планер и двигатели доработкам подвергаться не будут. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные — списать. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года.

15. Снова поможем с определением! В иностранных самолётах я ничего не соображаю. Сумею узнать только такие известные самолёты, как Валькирия, Ф-117, Б-2 и конечно же Блэкбирд.

16. 09.01.2008. Ту-95 в сопровождении F/A-18 пролетает над авианосцем «Нимиц».

На фото ниже: 29 ноября 2007 года американские истребители F-22 Raptor впервые осуществили условный перехват российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Российские стретеги были обнаружены на большом расстоянии радарами США на Аляске. Один из «медведей», оказавшийся в небольшом удалении от воздушного пространства Аляски около Алеутских островов, был перехвачен и сопровождался в течение нескольких минут двумя истребителями «Рэптор» 3-го тактического авиакрыла. Предположительно, «нарушителем» в День благодарения был именной бомбардировщик Ту-95МС «Благовещенск», приписанный к 326-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии (Украинка, Амурская область). Самолеты двух авиаполков этой дивизии периодически перебрасываются на северные аэродромы «подскока» Анадырь и Тикси для полетов, как говорят летчики, «за угол».

17. 29.11.2007. Близ Алеутских островов. F-22A 3-го авиакрыла ВВС США, авиабаза Элмендорф, Аляска, и Ту-95МС 326-й ТБАД, А/Б Украинка, Амурская область.

В США, похоже, полку "сбитых летчиков" прибыло. Экипаж самолета-разведчика RC-135U вернулся, правда, с задания живым и невредимым. Но, во-первых, все равно - сбитым с курса. Во-вторых, напуганным до смерти. Он же раньше русские истребители так близко, наверное, только на тренажерах видел. А тут, можно сказать, почти крылом в крыло и нос к носу. По крайней мере, Пентагон сейчас, спустя неделю после происшествия в небе над Балтикой, так говорит. А действия российского Су-27, подлетевшего к американцу метров на шесть, называет "опасными и непрофессиональными". Ну, это он от расстройства. В стиле нашего товарища Саахова из "Кавказской пленницы". "Слушай, обидно, клянусь, ничего ни сделал, да, только вошел". Даже и не вошел, целомудренно уточняют в Вашингтоне. И с оскорбленной невинностью заявляют, что это был обычный полет.

"Обычный полет", по их классификации - это воздушная разведка за тысячи километров от собственных границ без опознавательных знаков. А необычное для них, а потому опасное - это адекватный и закономерный прием. Су-27 шпиона принял, облетел, идентифицировал и обратил в бегство. Не исключено, что те того и хотели - проверить скорость российской реакции. Но сами не ожидали, насколько она может быть молниеносной и решительной. Штатовский борт формально находился в нейтральном пространстве. Но, во-первых, стремительно приближался к нашим рубежам. Во-вторых, летел инкогнито, что уже, как минимум, недобропорядочно. В-третьих, даже то положение, в котором его застал наш истребитель, вполне позволяло ему следить за военной деятельностью на западе страны и в Калининграде.

И не то, чтобы мы совсем уж ее стеснялись. В рамках международного договора "Открытое небо" американцы, в числе прочих натовцев, могут мониторить Россию на законных основаниях. Но им же кажется, что через замочную скважину видно лучше. Пилот RC, в итоге, увидел всю свою жизнь. Теперь ему будет, что рассказать коллегам. И, вероятно, психологам. Хотя, скажем, команде эсминца "Дональд Кук" они так и не помогли. Ровно год назад, застав американский корабль в Черном море, российский бомбардировщик всего лишь махнул им крылом. Пусть не один раз и так, что за него при желании можно было подержаться. Однако без контакта. Но три десятка моряков сразу "выбросились" на берег с прошениями об отставке. Вашингтон тогда тоже назвал наши действия "непрофессиональными".

Хотя что может быть в военном деле более профессиональным, чем обращение вероятного противника в бегство без применения силы? И тогда, и сейчас, это как раз была ювелирная работа, филигранная техника и тот самый высший пилотаж. Это же надо уметь: не прикасаясь, задеть за живое. Пентагон теперь грозит России ухудшением отношений, словно можно ухудшить то, чего нет. И обещает последствия, будто это не его пилот их испугался.

Продолжит тему главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко .

Попробуйте предположить, о чем они думают, когда планируют программу такого полета? Может быть, они и хотели, чтобы он прервался именно так?

- Я думаю, что американцы не ожидали, что российские ПВО обнаружат и выполнят перехват самолета-разведчика. В определенной степени, для американских летчиков это был шок, потому что они привыкли летать, где хотят, когда хотят и всем остальным демонстрировать свое превосходство. Однако российская ПВО показала, что она недаром ест свой хлеб. Поэтому американцы после того, как наш Су-27 сделал несколько облетов вокруг их самолета-разведчика, очевидно, растерялись. Может быть, испугались и решили убраться восвояси. Наша армия выполнила свой долг, и можно только поздравить российские ВВС, что у нас есть такие пилоты .

Пентагон после этого инцидента грозит обострением напряженности и некими последствиями. Это значит — стоит ждать новых провокаций. Какими они могут быть?

- Они могут пугать чем угодно. Пусть пугают какие-нибудь банановые республики, а не Российскую Федерацию. Могу абсолютно четко сказать: если американские самолеты-разведчики продолжат полеты вблизи наших границ, они будут по-прежнему перехватываться. А в случае нарушения российского воздушного пространства у нас будут все возможности, чтобы принудить таких нарушителей к посадке .

По большому счету, Пентагон совершенно напрасно боится, что российские летчики могут не рассчитать габариты. Видели бы они, что наши асы вытворяют в небе 9 Мая, возможно, были бы более спокойны за жизнь своих, как оказывается, слишком чувствительных вояк. Хотя вывод из этой разведки сбоем Вашингтон делает правильный. Безопасно - это когда на почтительном расстоянии. Так разве не об этом мы им твердим все время.

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Пилоты дежурной истребительной авиации российской ПВО в последние месяцы буквально живут в небе. Самолеты НАТО появляются у рубежей страны все чаще и чаще: более десяти раз в неделю, по данным Минобороны. При этом авиация "западных партнеров" ведет себя все наглее и напористее. Однако серьезных инцидентов пока удается избежать, во многом благодаря профессионализму и хладнокровию российских летчиков-истребителей. О том, что собой представляет воздушный перехват по всем правилам авиационной тактики, — в материале РИА Новости.

Информационное противоборство между крупными государствами часто может выставить рутинную, в общем-то, ситуацию в невыгодном для одной из сторон свете. Во вторник телеканал CNN со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил, что патрульного противолодочного самолета P-8A Poseidon ВВС США. Экипаж истребителя якобы без видимых причин "подрезал" американца над нейтральными водами Черного моря — резким маневром справа-налево пересек курс "Посейдона". При этом Р-8А основательно "взболтало" реактивными струями мощных движков Су-30, после чего сугубо "мирный" борт предпочел не связываться с "забиякой" и убрался восвояси.

Как неоднократно утверждали военные специалисты и гражданские аналитики, главная цель разведвылетов авиации НАТО вблизи российских границ — проверка сил ПВО на прочность. Насколько быстро они реагируют, где располагаются, какими комплексами представлены. ВКС реагируют на каждый подобный "визит" максимально оперативно. Во-первых, другим странам совсем необязательно владеть такой важной информацией. Во-вторых, дать отпор военному самолету, демонстративно идущему к границе суверенного государства, — дело престижа и принципа. В-третьих, неизвестно, какой приказ получил пилот потенциального нарушителя. А значит, его перехват — вопрос национальной безопасности. Как правило, каждая воздушная операция проводится по четкому сценарию.

"Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение, — рассказал РИА Новости генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов. — Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе — идентифицировать самолет-нарушитель. Далее перехватчик передает "земле" первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта — необходимо показать, что он под наблюдением. Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо — "машет крыльями". С одной стороны, сообщает: "Обратите внимание, я тут!" С другой — недвусмысленно демонстрирует ракеты "воздух-воздух", закрепленные на подвесках под крыльями".

Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего "визави". Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный "кивок" в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать. Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия — предельно корректные, "джентльменские" сигналы.

"В большинстве случаев у наших летчиков нет связи с натовскими самолетами, — подчеркнул Попов. — Мы не можем разговаривать с пилотом-нарушителем, потому что обычно не знаем его радиочастоты. Но если знаем, то, конечно, непрерывно "бомбардируем" эфир сообщениями о недопустимости его поведения и настоятельно рекомендуем ему сменить курс. В Сирии, кстати, российская и американская авиация худо-бедно координируют свои действия и имеют общий канал связи. Это позволяет избежать потенциальных воздушных происшествий. Но такое сотрудничество сегодня — большая редкость".

Наглость или поломка

За последние три-четыре года ситуация в небе стала более напряженной. По инициативе НАТО были свернуты многие программы по взаимодействию российской и западной военной авиации. Если раньше представители североатлантического альянса предупреждали Минобороны о планируемых полетах в сопредельных с Россией странах (например, в Прибалтике), то теперь предпочитают о них молчать. Более того, натовцы значительно увеличили количество приграничных воздушных операций.

"Мы не знаем заранее, кто, что и зачем "вынюхивает" у наших границ, — считает генерал-майор. — Может, борт мимо летит, может, у него поломка. А возможно, он специально вынуждает нас реагировать, чтобы потом западные политики в очередной раз заявили, что "русский медведь" не умеет вести себя в воздухе. Кстати, если взять на веру американскую версию субботних событий, то "грубил" как раз их "Посейдон". Если наш Су-30 действительно "подрезал" Р-8А и потрепал его своими реактивными струями, значит, все предыдущие "джентльменские" сигналы "противолодочник" нагло проигнорировал. И пилоту истребителя пришлось обратить на себя внимание "Посейдона" более агрессивным способом. Могу допустить, что американский борт шел с небольшим углом в сторону нашей границы, поэтому российский летчик мог решиться на подобный маневр".

Если нарушитель не робкого десятка и турбулентностью его не испугать, перехватчик "подрезает" его еще раз. Параллельно он может запросить помощь другой машины. Далее два истребителя берут самолет-разведчик в "клещи" и сопровождают его с двух сторон. Если нарушитель даже под таким конвоем все-таки пересекает границу, перехватчики аккуратными, но недвусмысленными маневрами начинают принуждать его к посадке на российский аэродром. Второй вариант развития событий — пилот истребителя может показать "желтую карточку" и открыть огонь вдоль курса полета нарушителя из пушки, а также боевой или сигнальной ракетой. Это и явная угроза, и последняя попытка привлечь к себе внимание: "Куда вы двигаетесь?! Немедленно поворачивайте!" По словам Владимира Попова, подобные ситуации в 50-х годах прошлого века на границах СССР возникали регулярно.

"Хочу подчеркнуть, что сегодня такое развитие событий — большая редкость, — сообщил генерал-лейтенант. — Пилоты большинства стран летают вежливо и границу все-таки не пересекают. Провоцируют, да. Но знают, когда нужно остановиться. Еще один момент: очень важно понимать, что даже у военного самолета может возникнуть отказ радиооборудования, навигационных систем. И он терпит бедствие, но не способен подать сигнал. В этом случае мы вежливо "сажаем" его у нас, а впоследствии отпускаем восвояси".

Виктор Попов напомнил, как в подобной ситуации оказался российский самолет. Пятнадцатого сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом. Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки. Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.

Летчик, к счастью, остался жив. Громкого международного скандала удалось избежать — специалистам было очевидно, что самолет пересек границу непреднамеренно. Однако этот инцидент спровоцировал в Литве скандал, когда выяснилось, что "вторжение" российской "сушки" осталось незамеченным для национальной ПВО.

Последний аргумент

Тем не менее нельзя забывать, что приграничные инциденты в воздухе могут закончиться гораздо более трагично.

"Открывать огонь на поражение пилот истребителя имеет только в том случае, если иностранный самолет нарушил воздушное пространство, никак не отреагировал на предыдущие сигналы и отказывается следовать за конвоем, — поясняет Владимир Попов. — Летчик запрашивает "землю" и, если получает соответствующий приказ, сбивает цель. Самый яркий пример: 28 ноября 1973 года разведчик ВВС Ирана RF-4C, пилотируемый иранским и американским летчиками, из Турции вторгся в воздушное пространство СССР через Армению и Грузию. В районе Грузии на перехват вылетел наш истребитель МиГ-21СМ под управлением капитана Геннадия Елисеева. У него было две ракеты. Одну он пустил вдоль курса полета самолета противника как предупреждение. Тот не отвернул. Елисеев ударил второй ракетой на поражение, но она потеряла цель в облаках. А пушку заклинило.

С земли поступил приказ остановить неприятеля любой ценой. Было неизвестно, какое оборудование и вооружение нес самолет-нарушитель и какова была его цель. И Елисеев решился на последний аргумент. Он взял противника на таран, ударив его самолет снизу. Советский капитан погиб, а экипаж RF-4C катапультировался и был взят в плен на земле. Позже их обменяли на наших разведчиков. Этот случай — первый в истории авиации воздушный таран на сверхзвуковом самолете. Западным пилотам, рыскающим вдоль российских границ сегодня, следовало бы почаще о нем вспоминать".

Российские военные в субботу, 25 ноября, подняли в воздух истребитель Су-30 после обнаружения над нейтральными водами Чёрного моря приближающего к российской границе воздушной цели. Позднее она была идентифицирована как американский самолёт-разведчик.

«Около 13:00 мск российскими средствами контроля воздушного пространства над нейтральными водами Чёрного моря была обнаружена воздушная цель, приближающаяся на большой скорости к государственной границе РФ. Для перехвата цели в воздух был поднят истребитель Су-30 из состава дежурных средств ПВО Южного военного округа. Сблизившись, российский истребитель облетел воздушный объект и визуально идентифицировал его как американский самолёт-разведчик Р-8А Poseidon», — говорится в сообщении пресс-службы Южного военного округа.

Отмечается, что после обнаружения российским истребителем американский самолёт-разведчик Р-8А Poseidon изменил траекторию своего полёта и начал удаляться от воздушного пространства России.

Выполнив задачу, российский истребитель вернулся на аэродром базирования.

  • Многоцелевой истребитель СУ-30СМ
  • РИА Новости
  • Сергей Пивоваров

«Курс на сдерживание России»

Главред журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт Виктор Мураховский считает, что появление самолёта-разведчика ВМС США у границ РФ — часть общей стратегии Америки, направленной на сдерживание России.

«США примерно в два раза повысили активность полётов своей военной авиации вблизи границ РФ. А делается это, как говорится в доктрине НАТО, для «сдерживания России». Для этого они нарастили интенсивность полётов авиации, увеличили масштаб, продолжительность и количество учений в странах, граничащих с Россией, регулярно выполняют полёты беспилотной авиации», — пояснил эксперт.

Заметную активность американских воздушных судов в Балтийском и Чёрном морях отметил и коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. По его словам, это объясняется в том числе заинтересованностью американцев в новых образцах российского вооружения для обновления своих баз данных.

«С конца прошлого года американцы активно летают у нас на Балтике и на Чёрном море, вдоль восточных границ. Они пытаются снять так называемые сигнатуры нового вооружения и военной техники и обновить свою базу. Они стараются отслеживать все наши учения», — сказал военный эксперт в разговоре с RT.

Вызывающие действия самолёта-разведчика ВМС США

Леонков напомнил, что во время российско-белорусских учений «Запад-2017» американские самолёты находились в воздухе над территорией проведения манёвров почти круглосуточно.

«Это обычная практика. Но когда они начинают нарушать и залетают слишком далеко, тогда в воздух поднимаются наши истребители-перехватчики. Однако если был поднят в воздух (российский. — RT ) военный самолёт, значит, американский самолёт-разведчик начал вести себя нагло и вызывающе», — считает он.

Ранее о перехвате самолёта ВМС США российским истребителем Су-30 сообщила официальный представитель Пентагона Мишель Бальданца.

«Самолёт США действовал в международном воздушном пространстве и не делал ничего, что могло бы спровоцировать экипаж российского истребителя», — цитирует телеканал CNN представителя американского оборонного ведомства.

Действия российского истребителя, по словам Бальданцы, являются небезопасными, так как Су-30 пролетел прямо перед P-8 Poseidon. В результате американский самолёт был вынужден совершить резкий манёвр, который привёл к «очень сильной турбулентности».

В Пентагоне считают, что «небезопасный» перехват Су-30 мог привести к «серьёзным травмам» членов экипажей обоих самолётов.

С начала 2017 года истребители Су-30СМ около 120 раз для сопровождения самолётов-разведчиков и беспилотников у южных границ России. Об этом сообщал командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Виктор Севостьянов. Наибольшую активность над акваторией Чёрного моря вблизи Крыма проявляли американские средства ведения воздушной разведки.

В том числе, по словам генерала-лейтенанта, в мае 2017 года самолёт BoeingP-8 Poseidon патрульной авиации ВМС США, а затем тяжёлый стратегический беспилотник-разведчик RQ-4 Global Hawk проводили разведывательные полёты у побережья Крыма. Оба раза на перехват поднимались истребители Су-30СМ 4-й армии ВВС и ПВО.