А ринальди мраморный дворец. Русский музей. Мраморный дворец. Что можно посмотреть туристам

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мраморный дворец, расположенный в центре Северной столицы, считается одним из самых величественных и ярких сооружений города. Этот архитектурный памятник 18 века поистине уникален. Дело в том, что это первое здание в Петербурге, в отделке фасада которого применялся естественный материал - мрамор. Стоит отметить, что для строительства использовалось 32 вида мрамора, привезенного из разных стран.

Мраморный дворец стал подарком для фаворита царицы - Григория Орлова. Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей.

Изначально на месте Мраморного дворца находилось двухэтажное здание Почтового двора, построенного по проекту Доменико Трезини. Здесь Петр I проводил свои ассамблеи и праздничные мероприятия. Также в здании были ресторан, гостиница и почта. Интересно, что в хорошую погоду Петр приходил сюда пешком из Летнего сада. Зимой постояльцы гостиницы жили как на пороховой бочке. Если царь неожиданно приезжал на Почтовый двор, то все жильцы мгновенно выселялись. Спустя время здесь выстроили Манеж, а почта переехала в другое место. Но новое здание Манежа уже в 1737 году сгорело.

В 1769 году по указу Екатерины II здесь началась масштабная стройка Мраморного дворца под руководством зодчего Антонио Ринальди. Это величественное здание стало подарком для фаворита царицы - Григория Орлова. Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей. Разумеется, Орлов не мог не сделать ответный подарок и в качестве презента выбрал роскошный бриллиант «Надир-шах». Стоимость камня составляла 460 тысяч рублей - баснословные деньги для того времени. Кстати, приблизительно столько же денег ушло и на строительство самого Мраморного дворца.

Есть версия, что Екатерина II лично сделала набросок проекта Мраморного дворца.

Мрамор для облицовки здания привозили из Италии, Греции и России.

Интересно, что в фундамент здания был заложен большой ящик с монетами, который тоже сделан из мрамора. На стройке Мраморного дворца ежедневно трудились около 300 человек. Императрица лично следила за ходом работ и поощряла самых активных строителей.

Внутреннее убранство Мраморного дворца поражает своим великолепием. Здесь все было продумано до мелочей. Парадную лестницу украшали статуи Утро, День, Вечер и Ночь, а также скульптурные группы, олицетворявшие весеннее и осеннее равноденствие. Помимо роскошных залов здесь находилась библиотека, большая картинная галерея, спальни, гостиные, кабинет, турецкая и греческая бани. Строительство этого огромного дома затянулось. Граф Орлов умер, так и не увидев дворец в готовом виде. Правда, в те годы он уже не был фаворитом императрицы.

Позже Мраморный дворец принадлежал внуку Екатерины II Константину Павловичу Романову и его детям. После революции здание национализировали, а все богатые коллекции передали Эрмитажу . Во дворце в разное время находились такие организации, как Наркомат просвещения, Управление дворцами-музеями, Центральное бюро краеведения и другие. В 1992 году дом отдали в ведение Русского музея . Перед зданием был установлен конный памятник Александру III.

Практическая информация

Мраморный дворец расположен по адресу: Санкт-Петербург, улица Миллионная, 5/1, станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета для взрослых посетителей - 350 RUB, для школьников и студентов - 170 RUB. Можно приобрести комплексный билет на посещение Мраморного, Михайловского , Строгановского дворцов и Михайловского замка за 650 RUB. Льготная цена такого билета - 300 RUB. За фотосъемку придется заплатить дополнительно - 500 RUB.

Адрес: Миллионная ул., 5/1

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Мраморный дворец — одно из самых красивых зданий Санкт-Петербурга. Он завершает композицию Дворцовой набережной, которая начинается у Зимнего дворца. Издали кажется, что дворец словно вырастает из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Мраморный дворец, картина XIX века

В петровскую эпоху здесь стоял Питейный дом. В 1714 году на этом месте появилось деревянное здание Почтового двора с пристанью. В 1716 году оно было надстроено, на втором этаже Петр I устраивал ассамблеи. Набережная в те времена называлась Почтовой. Спустя время на месте Почтового двора был построен Манеж, который впоследствии сгорел.

10 октября 1769 года по приказу Екатерины Великой начали возводить огромный дворец. Архитектором был знаменитый Антонио Ринальди. Впрочем, согласно одной из петербургских легенд, императрица лично набросала эскиз будущего строения. Скульптуры были выполнены Федотом Ивановичем Шубиным. В работе также принимали участие итальянский мастер Антонио Валли, австриец И.Дункер и многие другие известные скульпторы и живописцы. Более 100 каменотесов ежедневно трудились на стройке.

Екатерина Великая подарила своему фавориту еще один дворец — , также построенный по проекту Антонио Ринальди.

Дворец предназначался для графа Григория Орлова (1734-1783) в качестве благодарности за его активное участие в событиях 1762 года. В 1773 году он в ответ подарил своей императрице огромный ограненный бриллиант в 189,62 карата, который ныне хранится в Алмазном фонде в Москве и носит имя «Орлов».

Долгих 16 лет шло строительство. В 1783 году граф Орлов скончался, так и не дождавшись окончания работ. В 1785 году, когда Мраморный дворец был готов, Екатерина выкупила его у наследников за 1,5 миллиона рублей.

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца

В 1780-1788 годах в восточной части участка по проекту архитектора П.Е.Егорова был построен Служебный корпус, где разместились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи и др. На втором этаже располагались квартиры для прислуги. Новое здание заслонило фасад дворца, обращенный в сторону нынешней площади Суворова. Между зданиями была установлена решетка, по своей стилистике напоминающая ограду .

В 1796 году императрица подарила Мраморный дворец своему 16-летнему внуку, великому князю Константину Павловичу , по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заальфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой, в крещении Анной Федоровной. Впрочем, вскоре Екатерина была вынуждена отобрать подарок «за недостойное поведение» — молодой князь стрелял в коридоре из пушки живыми крысами, а его 14-летняя супруга была вынуждена прятаться в вазе.

В 1797-1798 годах Мраморный дворец становится резиденцией последнего польского короля Станислава Понятовского (1732-1798). Для него и его свиты часть залов была оформлена В.Бренной. Затем работы по оформлению дворца продолжил А.Воронихин.

После смерти Понятовского дворец снова вернулся во владение Константина Павловича и принадлежал ему вплоть до его отъезда в Польшу в качестве наместника царства Польского. В дальнейшем дворцом владела Придворная канцелярия, сдавая квартиры придворным чинам, которые переделывали интерьеры по своему вкусу.

В 1832 году император Николай I подарил Мраморный дворец своему второму сыну, великому князю Константину Николаевичу . Дворец к тому времени обветшал, и в 1843-49 годах началась его реконструкция по проекту архитектора А.П.Брюллова. Брюллов сохранил внешний вид здания и, в основном, его планировку. Ряд помещений он оформил в стиле готики, позднего Ренессанса, рококо и классики. Был надстроен Служебный корпус, его фасад украшен пилястрами. Во дворце появились технические усовершенствования: воздушное отопление, «пневматические печи», прообраз лифта, машины для подачи воды наверх.

После перестройки Мраморный дворец по имени его владельца стали называть Константиновским, хотя в Стрельне существовал дворец с таким же названием.

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича – великий князь Константин Константинович , высокообразованный человек, президент Российской Академии наук и поэт Серебряного века. В его покоях на I этаже были оформлены Английский кабинет, Готическая и Музыкальная гостиные, Нижняя библиотека. Дворец стал одним из центров культурной жизни Петербурга.

Мраморный дворец, дореволюционное фото

В годы Первой Мировой войны дворцовые помещения были переоборудованы в качестве госпиталя для раненых офицеров. После Февральской революции во дворце короткое время располагались различные службы. В 1919-1936 годах в стенах Мраморного дворца разместилась Российская академия истории материальной культуры. С 1937 года – ленинградский филиал Центрального музея В.И.Ленина. Почти все залы II этажа были перестроены, интерьеры утрачены. Сохранили первоначальную отделку лишь Парадная лестница и Мраморный зал.

Мраморный зал, фото из интернета

Перед парадным входом на постаменте установили броневик «Враг капитала», с которого в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года рядом со зданием Финляндского вокзала выступал В.И.Ленин. В 1990 году броневик демонтировали, а на его месте поставили мраморный «Форд Мондео» — памятник «Век мотора».

В 1992 году обветшавшее здание Мраморного дворца было передано Русскому музею, начались работы по восстановлению первоначальной планировки и интерьеров. В Служебном корпусе разместился Северо-западный заочный технический университет.

В 1994 году на месте постамента для броневика была установлена конная статуя императора Александра III . Она была изготовлена в 1909 году скульптором Паоло Трубецким и стояла на Знаменской площади (ныне площадь Восстания). После 1937 года её удалось сохранить в одном из закрытых дворов Русского музея.

Транспортировка памятника Александру III в ноябре 1994 года, фото Беленького

Выставки в Мраморном дворце

В настоящее время в Мраморном дворце размещаются постоянные экспозиции Русского музея, посвященные русскому искусству XX века:

♦ «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков»,
♦ «Музей Людвига в Русском музее» — подарок коллекционеров Петера и Ирэны Людвиг: работы современных европейских, американских и русских художников,
♦ «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских»,
♦ «Константин Романов – поэт Серебряного века».

Кроме того, проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников.

Фасад Мраморного дворца со стороны Невы, фото из интернета

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

По замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы .

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле и выполнял функции парадной столовой.

– самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Мраморный дворец – один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга. Этот архитектурный ансамбль целиком создан из натурального камня. Фасады и интерьеры оформлены и облицованы различными сортами мрамора. Отсюда и произошло название.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец – одно из самых красивых зданий Петербурга на Дворцовой набережной

Подарок фавориту

Дворец был создан по заказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла шикарный подарок в знак благодарности за деятельное участие в событиях 1762 года, в результате которых она оказалась полноправной владычицей престола.

Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд , ценность которого почти равнялась стоимости дворца.

По ее повелению над входом во дворец сделана надпись, адресованная Орлову, – «Здание благодарности». Начавшееся в 1768 году строительство продолжалось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер до завершения работ, не успев справить в нем новоселье.

Владельцы дворца

В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре подарила его своему 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

Впрочем, скоро ей пришлось лишить наследника подарка за «недостойное поведение». Молодой князь, издеваясь над 14-летней супругой, стрелял в коридоре из пушки живыми крысами.

Затем в Мраморном дворце жили поочередно сын и внук Николая I. Так он стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых – Константиновичей, хотя и предназначался графу Орлову.

В годы первой Мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В Советское время там располагалась Российская академия истории материальной культуры. В это время многие интерьеры были утрачены.

Позднее бывшая великокняжеская резиденция превратилась в музей Ленина. Ее внутренний двор украсил броневик «Враг капитала», с которого вождь революции произносил свои пламенные речи.

Сейчас на месте броневика поместили конную статую Александра III. С 1994 года здание Мраморного дворца перешло в ведение Русского музея.

Архитектурные особенности

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, кажется, что он вырос из гранита Невы. Серо-розовый гранит и стены здания перекликаются с цветом питерского неба. Здание отстроено в стиле раннего классицизма русской архитектуры второй половины XVIII века.

Внешнее строение дворца

Дворец имеет сложную форму. Главный вход – во дворе и обращен к саду. Над входом надпись: «Здание благодарности».

Восточный фасад увенчан изящной часовой башней, украшенной мраморными вазами. В ней находятся дворцовые куранты. Фасад щедро декорирован колоннами, пилястрами – вертикальными выступами в стене.

По сторонам расположены две мраморные аллегорические статуи «Щедрость» и «Верность» работы Ф.И. Шубина. Интерьеры дворца украшают более 40 работ этого архитектора. Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой, размещенной на гранитных столбах с мраморными вазами.

В 1780 году в восточной части участка построили Служебный корпус , в котором находились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи. На первом этаже располагались кухни, котельная, церковь, машина для подачи воды в парадные бани. На втором этаже – ванная, парная, зал для игры в мяч.

Западная часть, предназначенная для хозяйственных нужд, была закрыта лицевыми фасадами корпусов, расположенных на Миллионной улице.

На ограде, соединяющей служебный флигель с дворцом, – рельефные фризы «Служение лошади человеку».

Наружные фасады

Главная художественная ценность дворца – наружные фасады, отделанные природным камнем. Цокольный этаж облицован розово-красным тивдийским гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Два верхних этажа декорированы светло-серым гранитом.

Толщина стен дворца – 1,5-2метра. Высота здания от 12 до 22 метров. Колонны, выполненные из розового мрамора, ритмично чередуются с оконными проемами. Наличники окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей – рельефные воздушные беломраморные гирлянды .

В архитектуре здания заметны черты барокко: изящная вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый ажурными вазами, сложная конфигурация парадной лестницы.

Для отделки фасадов и интерьеров использовали 32 сорта мрамора. Огромные глыбы камня доставляли по Неве из карьеров около Ладожского и Онежского озер. Белый мрамор везли из Италии.

Северные и южные фасады, обращенные на набережную Невы и Марсово поле, рассчитаны на восприятие с большого расстояния.

Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочеными бронзовыми балясинами, невысокими фигурными столбиками в виде миниатюрных колонн. По всему периметру фасадов – вазы из серого доломита, прочного просвечивающегося камня со стеклянным блеском.

Интерьеры Мраморного дворца

Интерьеры дворца отличаются богатой внутренней отделкой с использованием редкого и дорогого камня – агата. Вся эта роскошь призвана подчеркнуть силу и мужественность его владельца, графа Орлова.

По замыслу Ринальди, художественная отделка внутренних помещений должна была стать достойным продолжением каменной отделки фасадов. Свою идею зодчий претворил при отделке парадной лестницы и залов дворца.

На второй этаж в анфилады парадных залов ведет величественная лестница, отделанная различными сортами цветного мрамора. Удивительно живописны ее монолитные колонны.

Парадная лестница выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков.

Перекрытие лестницы венчает плафон «Суд Париса». Многочисленные скульптуры, украшающие лестницу, созданы из итальянского мрамора архитектором Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца.

Напротив входа на стене – мраморный рельеф с портретом Антонио Ринальди. Он появился здесь по желанию графа Григория Орлова в знак признания заслуг архитектора. Незадолго до завершения работ зодчий получил тяжелую травму, упав со строительных лесов. Не дождавшись конца строительства, по этой причине он уехал из России в Италию.

Основой художественного убранства парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в специальных нишах. Рельефная композиция на стенах третьего этажа и декоративное перекрытие дополняют необычное убранство парадного входа.

Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца представляют аллегорический ансамбль. В нишах между первым и вторым этажами установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток и символизирующие жизненные этапы человека .

  • Утро – детство человека. Это женская фигура в виде богини утренней зари Авроры. У ее ног – солнечный диск, а руки обвивают гирлянды роз.
  • Полдень – юность человека. Женская фигура со стрелой, символом солнечных лучей. Солнечные часы показывают полдень.
  • Вечер – зрелый возраст. Женская фигура в образе богини охоты Дианы, которая в сумерках выходит на охоту, захватив лук и колчан со стрелами.
  • Ночь – старость человека. Женская фигура с атрибутом ночи – совой.

В прямоугольных нишах между вторым и третьим этажами две статуи:

  • Весеннее равноденствие – женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у ее ног – голова барана, зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после дня весеннего равноденствия.
  • Осеннее равноденствие – мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.

На стенах третьего этажа – рельефные изображения четырех главных Добродетелей :

  • Умеренность.
  • Благоразумие.
  • Справедливость.
  • Сила духа.

На западной стене – композиция «Игра Амуров», которую венчает богатый циферблат часов.

На всем протяжении лестницы располагаются скульптуры нимф. Все символы парадной лестницы прославляли воинскую доблесть, твердость духа и подвиги Григория Орлова.

Мраморный зал дворца

Мраморный зал дворца уникален. Украшая зал, архитектор использовал различные сорта русских и итальянских мраморов, разнообразно сочетая их между собой.

Стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором. В убранстве главного помещения дворца архитектор использовал редкий поделочный камень – лазурит.

Потолок поддерживают опоры в виде тонких колонн, переходящих в веерные своды. По сторонам дверного проема установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей.

На восточной стороне зала скульптор изобразил двуглавых орлов . По периметру стен – 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношение».

Оконные рамы и балконные двери выполнены из золоченой бронзы. Дверные полотна и потрясающая облицовка пола из наборного паркета со сложным рисунком создают неповторимую атмосферу, характеризуя тонкий вкус архитекторов и скульпторов.

Зал украшают люстры из золоченой бронзы с хрустальным убором. Два мраморных камина с зеркалами в золотых резных рамах подчеркивают щедрость императрицы, по чьему повелению был построен дворец.

Зимний сад

Рядом – зимний сад, устроенный на террасе второго и третьего этажей. Его декоративные арки опираются на чугунные колонны и полуколонны.

Металлический потолок украшен кессонами, изящными геометрическими углублениями по всей его поверхности.

На восточной стороне – балкон с изящной кованой решеткой . В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами.

Большая трехстворчатая стеклянная дверь открывает вход в Цветник, в котором мраморный камин с зеркалом гармонично вписывается в цветочное море.

Залы Мраморного дворца

Мрамор использовали и при оформлении других залов дворца.

  • Белый зал выглядит богато и утонченно, украшенный стройными белыми колоннами.
  • Лаковый зал отделан деревом, стены украшают панно с картинами подвигов Александра Великого. Бархатные стены венчают вензеля императрицы. Перед ее величавым портретом – пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.
  • Орловский и Екатерининский залы прославляют деятельность, символизируют доблесть и роскошь императрицы и ее фаворита. Выделяются идеальной белизной барельефы русского скульптора М. Козловского, прославляющие долг, верность Отечеству, самопожертвование и великодушие полководцев.
  • Китайский зал очень красивый и модный. Во время важных приемов выполнял функцию парадной столовой.
  • Картинная галерея представляет 206 шедевров живописи.

Современное состояние

С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции :

  • Русское искусство в контексте искусства мирового.
  • Иностранные художники в России 18-19 веков.
  • Музей Людвига в Русском музее.
  • Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.

В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.

Особенно редкая часть коллекции – часы каминные , напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.

Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.

Мраморный дворец находится в самом центре С.-Петербурга. Даже по меркам Северной столицы, не испытывающей недостатка в красивейших зданиях, это монументальное сооружение выделяется своей красотой и величием.

Мраморный дворец абсолютно уникален. Это здание стало единственным в Петербурге строением, фасад которого полностью обделан природным мрамором. Мрамор на строительную площадку привозили из многих стран мира: всего было использовано 32 его разновидности.

Дворец был построен по велению императрицы Екатерины II, которая решила сделать щедрый подарок графу Григорию Орлову, сыгравшему ключевую роль при возведении царицы на престол.

Ранее на месте дворца располагался Почтовый двор с гостиницей, в которой неоднократно останавливался Петр I. В 1769 году итальянский архитектор А. Ринальди снес здание Почтового двора и приступил к строительству Мраморного дворца. Проект здания разрабатывался при участии императрицы.

На строительной площадке ежедневно работали 300 человек. Екатерина регулярно появлялась на стройке, отмечала и поощряла самых умелых строителей.

В архитектурном отношении Мраморный дворец – образец раннего классицизма, один из самых ярких в России. Цветной мрамор, в большом количестве использованный при облицовке дворца, подчеркивает его монументальность и роскошь.

Годы не властны над зданием – оно сохранилось точно в таком виде, каким впервые предстало перед глазами петербуржцев после снятия строительных лесов. Верхние этажи Ринальди приказал облицевать сероватым мрамором, нижний – розовым.

В разработке внутренних интерьеров дворца императрица принимала самое деятельное участие. В связи с тем, что дворец строился для графа Григория Орлова, царица повелела архитектору сделать внутреннее убранство по-мужски строгим. Покои дворца отличаются сдержанностью и величием.

В Орловском зале установлены бюсты, статуи и барельефы представителей графской династии. В Собранном зале стены покрыты бархатом, золотой лепниной. На потолке – огромные люстры. В центре главной стены зала – огромный портрет Екатерины II.

Сегодня в Мраморном дворце находится филиал Русского музея. Постоянных экспозиций во дворце немного, так как он сам является своего рода музейной достопримечательностью. Кроме коллекции оружия, туристов заинтересует обширная картинная Галерея, включающая свыше 200 полотен знаменитых художников из Западной Европы. В Мраморном дворце регулярно проходят выставки классиков живописи и современных художников, пресс-конференции и мастер-классы.

Видео: